Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным. В нормальной казахской семье до сих пор обязательно знание своей родословной до седьмого колена. Кстати, в этих пределах браки между собой запрещены. И запрет этот неукоснительно соблюдается. Наука в XX веке доказала, что наследственные признаки могут передаваться именно до седьмого колена. То есть соблюдение казахских принципов при заключении браков абсолютно соответствует медицинским требованиям, обуславливающим появление здорового потомства. Казахи их придерживаются веками. А наука и вместе с ней все цивилизованные народы узнали об этом лишь во второй половине XX века. Навигатор, 5 сентября 2000 года.
Когда Джучи готовил поход на Запад, то правое крыло войск он доверил Майкы как опытному полководцу и батыру. Ему приписывают объединение казахских родов вокруг трех жузов, того, который возглавил Уйсун, назвали Большим, который - Кабан-улы Болат-кожа - Средним, который - Когам-улы Алшын - Малым. При нем же ногайского хана Ахмета Алаш-хана назвали ханом трех жузов. Говорят также, что он высек на камне, названном "Нура тачбасы" ("Светоносные печати") тамги трех жузов, а именно "Знамя" как символ Уйсунов, "Коз" (Глаза) - Аргынов, "Найзу" (Копье) - как символ алшынов.
А дальше пошло и поехало: - Шежире - это не имеющая исторической ценности выдумка казахов с целью собственного искусственного возвеличивания. Невозможно из поколения в поколение на протяжении веков устно передавать такой объем информации, пусть даже если это казахи.
Разделение людей на нации - это изобретение государства, власти, которой было удобно разделять людей, чтобы было удобно властвовать. На самом деле сейчас никаких наций не существует. Мы живем в вымышленном мире.
Среди казахов имеет распространение так называемое ШЕЖИРЕ - генеалогия или родоплеменная структура народа. У нас имеются фотокопии двух разных шежире, которые многие десятилетия хранились нелегально, тайно и находились под строгим идеологическим и цензурным запретом. Судя по ним, казахи, как и родственные тюркские народы: уйгуры, узбеки, туркмены, ногаи, татары, киргизы, каракалпаки и другие - берут свое начало от общих генеалогических корней.
Атахан Азизханов живет в Сайраме и считается потомком Ходжи Ахмеда Ясави в 39 - 40-м колене. Если учесть, что у мусульман принято знать своих предков до седьмого колена, то в этом нет ничего удивительного. 99-летний старец живет со своим внуком и его женой в частном доме с уютным ухоженным двориком. Самостоятельно передвигаться ему с каждым годом все тяжелее и тяжелее. Так и проводит он свои дни, сидя на топчане и созерцая окружающий мир. У него удивительно ясный взгляд и сосредоточенное выражение лица. В последнее время он наотрез отказывается встречаться с посетителями, жалуясь на свою слабость. К слову, два года назад гостем этого святого дома был вице-премьер республики Александр Павлов. А вот японская делегация, приезжавшая недавно побывать в святых местах Сайрама, которых здесь не счесть, уехала, так и не получив согласия на встречу с потомком. Мне повезло, поскольку быть моим гидом любезно согласился директор местного историко-краеведческого музея Мирахмет Мирхалдор. Только для него Атахан Азизханов разрешает домочадцам вынести родовые реликвии, завязанные в скромный ситцевый платочек. В этом узелке хранится шежире - родословная. Мне позволено развернуть папирус размером примерно 25 сантиметров на полтора метра. Красивой арабской вязью вписаны имена. Где-то с середины шежире написано на фарси. Каждая запись заверена четкой печатью правителя того времени. Первая запись датируется 1209 годом, последняя - 1895 годом. А это зикры Ходжи Ахмеда Ясави, написанные на огромных листах многослойной бумаги. По словам директора музея, они до сих пор не изучены специалистами, да и отдавать эти сокровища, сохраненные невероятными усилиями, кому бы то ни было их владелец ни за что не соглашается... (автор не указан) 20.10.2000
Казахское ханство и казахские жузы.
Турсун Султанов, заведующий кафедрой Центральной Азии и Кавказа Санкт-Петербургского государственного университета, С-Петербург, специально для журнала "Энергия Казахстана". Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов. Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда. Вот основная харатеристика казахских жузов. Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз). Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную территорию. Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: "самый последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: 1) при определении места в боевом порядке; 2) при разделении военной добычи; 3) при вступлении в дом и рассаживании по местам; 4) при открытии торжества; 5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.). Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника "Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю". В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - нач XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множесте деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только. Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..." Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.
На большинство исследователей завораживающее воздействие оказывала магическая цифра три, и поэтому делались многочисленные попытки искать разгадку в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.Было известно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами.Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в., то это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза.Быть может мы найдем более верный путь к разгадке, если откажемся от мистического восприятия цифры три и сочтем эту цифру в рамках нашего исследования скорее случайным, чем структурообразующим фактором. Зададим себе иной вопрос: какие жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в. предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. и вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип объединения и управления страной - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов, возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большей улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения - термином казак.
Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.
Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых структур?
Первым из них была территориальная лимитация Казахского ханства в условиях достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой состав территории с древними центрами городской и оседло-земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного притяжения для населения окружающих их степей.
Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Напомню, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания, когда огромная масса, возглавленная ханом и султанами, практически непрерывно перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий.
Не сразу и не повсеместно этот образ жизни заменялся иным - перекочевки небольших семейных групп (аулов), связанных между собой не только родственными, но и соседскими и иными отношениями, на ограниченных территориях с относительно короткими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются только двухколесные арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток
Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным изменением быта кочевого населения Дешт и Кипчака, и этот фактор предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и родов внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным) дробление общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали "большие люди "пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита социальной группы кара-суйек (черная кость - ред.), почитаемые за знания и умение интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, только и позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. Именно вокруг биев начала формироваться та паутина межродовых внутритерриториальных связей, которая постепенно превращала стихию кочевых племен в хозяйственное и культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась единственно возможным тогда способом - через установление генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и племенами, между аульными пастбищными общинами, которые представляли вечный круг степного бытия.
Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или нарушить уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ они должны были использовать какие-то термины, выходившие за рамки родоплеменных обозначений и никак не задевавшие обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал жуз (буквально "сто", "сотня").
Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар". Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием Йуз-Орда.
Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в последующее время - придворные историографы не опускались, как правило, до таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом свершилось превращение одного из невысоких военно-административных терминов в обозначение крупных племенных (аульных) сообществ?
Становление жузов происходило неодновременно, и скорее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства. Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши (Младший) по времени своего проявления (хотя и не уступали по численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях.
Предложенная гипотеза не все объясняет и не во всем может быть доказана в настоящее время. Отмечу только, что постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней социально-политической организации казахского общества - улусов. И вот что здесь еще важно. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются на колена.
Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на повседневную жизнь казахов.
Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно станут достоянием исторического прошлого.
Энергия Казахстана, 22 февраля 2000