Войти
Ru

Страсти вокруг шежире

Во время презентации гости ознакомились со структурой сайта, его целях и нынешнем состоянии.

- Размещая на сайте информацию о своем роде, своих предках, о том, как отмечаются семейные праздники, кто на них собирается, каждый из нас словно вплетается в единую народную сеть, - сказал в своем выступлении создатель сайта Олег Халидулин. – Наши потомки смогут зайти на сайт и посмотреть, как праздновал свадьбу их дед, что было на столе, какую музыку слушали, какие тосты произносили. Молодые казахи сейчас обычно не знают свои семь колен. Поэтому достаточно указать трёх-четырёх предков. Может быть, найдутся смежные ветви. Я претендую на совершенно новую историографию – ту, которую пишет сам народ. Обычно историю пишут единицы – профессора, доктора. Они высказывают только свою точку зрения.
Гости столь живо интересовались проектом, что беседа вскоре переросла в бурную дискуссию. В основном, споры возникали вокруг двух тем: роль женщины в структуре шежире (как известно, по материнской линии записи обычно не ведутся – указываются в качестве исключения лишь имена выдающихся женщин) и не станет ли культивация шежире причиной межродовых раздоров? Вот, что по этому поводу говорили участники презентации:

Рахим Койшебаев Рахим Койшебаев, доктор технических наук, физик, увлеченный тенгрианством:
- Меня волнует вопрос – почему в вашей таблице не указаны женщины? Мы получаем неправильную картину – нужно указывать женщин в шежире. На могилах женщин казахи оставляли родовые тамги – это соответствует тенгрианству, которое проповедовали казахи. А эти пересечения родственных связей, кудалар – это вообще супер! Так мы получим реальную картину. Полное количество казахов.
   
Марат Сембин
Марат Сембин историк:
- Олегом проделана огромная работа! Что касается указания женщин в шежире, то дело в структуре: если по женщинам считать, мужчинами надо будет куда-то деваться. Смысл подсчета по мужской линии в том, что, выходя замуж, женщина фигурально умирает для своего рода – она уходит в другой мир, мужний мир. Поэтому все обычая, которые мы встречаем во время похорон, используются и в свадьбах. Люди плачут, невеста не оборачивается, когда уходит к мужу, как не оглядываются, похоронив человека. Все это интересно, но я представитель сформировавшегося народа. Более того, у нас свое государство. Когда шежире будет внедряться в структуру государства, ничего хорошего от этого не будет. Таким образом, усложняется процесс натурализации, полного вживания в общество представителей других национальностей. Эта тема может стать благодатной для развития разного рода политических игр. Кто знает, какие результаты мы получим при массовой пропаганде? Я не знаю ответ на этот вопрос, но меня это беспокоит.
   
Тауке Алтынбеков
Тауке Алтынбеков, заместитель директора Института культурной политики и искусствознания:
- Этим уже давно пугают казахов. Но в каждом роду есть люди, которые пишут шежире и передают из поколения в поколение. Это неистребимо. Это не позволяет говорить о том, что существует антагонизм между родами – все роды на равных условиях. Нет разделения на «хуже» и «лучше».
   
Ауэзхан Кодар
Ауэзхан Кодар, директор Института культурной политики и искусствознания:
- Вы заметили – сегодня ни один человек не остался равнодушным? Это потому что затронута животрепещущая тема. Сайт скорее относит не к истории, а к современности – каждый может оставить в нем свое имя. Этот сайт уничтожает сам процесс истории, он всех усредняет. Он говорит: «Наслаждайтесь каждым днем своей жизни – она столь же скоротечна, как и жизнь тех, кто был до вас». Он не несет в себе идеологию, тем более не несет идеологию разногласия – всем родам даётся место и слово. Это очень перспективное начинание.

 

Гаухар Наурызбаева, www.elim.kz