Отечественные ученые собираются исследовать гены людей, живших на территории Казахстана сотни, тысячи лет назад, чтобы сравнить их с генами современников.
Рисунок Олега ПАРФЕНОВА
|
Какую информацию о прошлом могут дать наши гены? Кто является носителем “гена Чингисхана”? И как эти знания могут перевернуть представление о нашем месте в мировой истории? Караван провел собственное “генетическое” расследование. В Институте общей генетики и цитологии – горячая пора. Генеральный директор института Лейла ДЖАНСУГУРОВА и ее коллеги из Института археологии готовят проект для участия в специальной программе “Народ в потоке истории”: – Уже более трех месяцев работает межведомственная рабочая группа по изучению вопросов национальной истории, – рассказывает Лейла Джансугурова. – Разрабатывается целый комплекс мер, направленных на качественный скачок в изучении и понимании национальной истории и ее белых пятен. Для этого привлекаются все отечественные ресурсы и передовые мировые технологии, проведены поисковые исследования в зарубежных архивах. Создаются лаборатории, в том числе лаборатория популяционной генетики на базе нашего института и Института археологии. Цель – изучение популяционно-генетической структуры современного населения Казахстана и определение генетических взаимосвязей с древними кочевыми племенами. |
Проще говоря, ученые собираются исследовать гены людей, живших на территории Казахстана сотни, тысячи лет назад, и сравнить их с генами современников.
– Наиболее древними, доступными для исследования объектами могут быть кости древнейшего человека, найденные на территории Каркаралы в 2010 году, и так называемой Урджарской принцессы, – говорит Лейла Джансугурова. – Останки каркаралинского человека (находка, датированная VII–VI вв. до н. э.) пригодны для анализа ДНК. Урджарская принцесса – ценнейшая археологическая находка – также датируется сакским периодом, это женская линия. Кроме того, мы хотим изучить археологический материал, представленный в зарубежных коллекциях. Так, в Венгерском музее естественной истории хранятся останки молодого мужчины, датированные средней третью V века н. э. Найденные в захоронении предметы – одежда, оружие – свидетельствуют о потенциальной взаимосвязи с нашим этногенезом. Но так ли это? Генетические исследования в сочетании с данными археологии, антропологии и историческими фактами позволят получить объективные данные по взаимодействию европейского и азиатского генофондов в этногенезе казахского народа, определить связи, отражающие этническую историю народа.
– Благодаря крупным международным геномным проектам накоплена громадная информация об изменчивости генома человека. Однако, к сожалению, Казахстан официально не принимал участия в этих проектах. И получается, что мы, имея огромную территорию, находящуюся на стыке Европы и Азии, богатую многонациональную историю, сами о себе знаем пока крайне мало...
Впрочем, как утверждают сегодня ученые, если проанализировать даже имеющийся массив научной информации, полученной на основе исследований зарубежных и отечественных ученых, можно сказать: казахи представляют собой единую нацию со своей отдельной генетической историей, идущей корнями с древних времен. Достаточно взглянуть на ДНК-характеристики представителей всех трех жузов в сравнении с известными данными по изучению других этносов. По этой раскладке у них у всех примерно одинаковое соотношение генов: 36 процентов представлено генами из Восточной Азии (Сибирь), 26 процентов – это Юго-Восточная Азия (к этому региону относятся Дальний Восток России, Китай, Тайвань, Япония, КНДР, Республика Корея и Монголия), 22 процента – Европа, 16 процентов – Южная Азия.
Интересно, что изучением ДНК граждан всего мира занимается частная американская компания FamilyTreeDNA.
Известно, что даже усыновленные с территории Казахстана дети подвергаются генетическому анализу по инициативе их приемных родителей, которые хотят установить точное происхождение обретенных детей и потом пишут письма их генетическим родственникам. Но это частные истории. А как же интерпретировать ДНК-данные в разрезе страны?
Несколько лет назад в Казахстане заработал ДНК-проект SHEJIRE DNA. Его основатели недавно стали официальными представителями компании FamilyTreeDNA, которая фактически одна в своем роде проводит расширенный генетический анализ по ДНК Y-хромосомы (то есть по отцовской линии), по митохондриальной ДНК (то есть по материнской линии) и по аутосомному набору ДНК (то есть изучает весь набор ДНК, имевшийся в роду человека на протяжении тысячелетий, по всем родственным линиям). Сотрудники казахстанского проекта в частном порядке проводят научные разработки и исследования для точной интерпретации ДНК-данных. В базе данных проекта уже более 2000 генетических паспортов казахов. Затрудняет продвижение работы по изучению казахов лишь коммерческая сторона – стоимость ДНК-анализа начинается с 20 тысяч тенге...
Но руководитель проекта SHEJIRE DNA Нурбол БАЙМУХАНОВ полон оптимизма. По его мнению, изучение ДНК позволит перестать спекулировать собственной историей и закрепить завоеванное веками:
– ДНК-анализ позволяет сесть в машину времени и отправиться в удивительное путешествие в глубь веков. Начав изучение ДНК казахов, мы пришли к выводу: вся наша устная генеалогия – шежире, жыры, эпосы, дастаны – подтверждается нашими генами. Мы одна из немногих наций, которая может подтвердить свою историю, проведя лишь генетический тест.
Один тест на ДНК – и перед вами генная картинка всего рода
|
Если раньше мы проводили анализ только по Y-хромосоме (отцовская линия), то сегодня мы являемся сторонниками изучения генов по аутосомному набору ДНК и по материнской линии (митохондриальная ДНК). Объясню почему. В цепочке ДНК Y-хромосома – это всего лишь набор из 850 генов, а их более 28 тысяч. Остальные – это ваши промежуточные родственные линии, которые в Y-хромосому не входят.
Поэтому исторически абсолютизировать Y-хромосому нельзя. На примере трех жузов можно это проследить: если взять только Y-хромосому, то представители жузов будут отличаться, но аутосомная ДНК будет включать компоненты и Восточной Азии, и Европы, и Ближнего Востока. И по ним они почти идентичны. Но это не значит, что нынешние европейцы будут нам братьями по крови. Ведь за этот период в нашей генеалогии смешалась кровь наших отцов и матерей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. В проекте “Тюркский мир” оказались ДНК более 1000 турков, когда мы их проанализировали, то оказалось, что в своем генофонде они не имеют даже просто азиатских компонентов. А значит, близкого родства с казахами у них нет. |
Взять тех же венгров: по анализу ДНК в базе данных в их генофонде, возможно, есть азиатские компоненты, но их процент ничтожно мал, то есть по аутосомной ДНК в их крови течет “чистая Европа”.
По словам Нурбола Баймуханова, племя и род несут в себе генетическую информацию тысячелетий:
– У нас четко сохранилась родовая структура. Дастаны и эпосы, где фигурируют наши первопредки, фактически являются нашей историей, и почти все они восходят по времени к периоду Золотой Орды. Казахи фактически являются генетическими наследниками и потомками эмиров Золотой Орды, и названия наших родов взяты от имен золотоордынских беков и эмиров. Это реально существовавшие люди. К примеру, в перечислении имен эмиров, живших в эпоху хана Жанибека, по данным Даффтар и Чингиз-намэ, встречаются: Амет сын Иса уйсына, алчин Алау, аргын Караходжа и другие…
Это можно доказать и опытным путем, взяв пробы ДНК у некоторых представителей родов. К примеру, мы вычислили родоначальника адайцев. Представителей этого рода примерно 500–600 тысяч человек. Изучая их генеалогию, тестируя путем ДНК, мы выявили, что человек по имени Адай существовал и родился примерно в 1470 году. Далее можем вычислить: сколько потомков у него фактически могло быть от двух сыновей. И выходит, что уже в 12-м поколении у него было 540 тысяч потомков только мужского пола!
– Еще важный вопрос: откуда пришли казахи на территорию современного Казахстана? Опираясь на исследованияантрополога Оразака ИСМАГУЛОВА, могу сказать: предки казахов на 80 процентов происходят с территории Алтая, – продолжает Нурбол Баймуханов. – Алтай же был центром Евразии, колыбелью всех цивилизаций: здесь зародилась андроновская, таштыкская, пазырыкская и чуть восточней глазковская культуры.
К слову, в ближайшее время SHEJIRE DNA хочет осуществить проект по поиску так называемого “гена Чингисхана”: более 100 тестов заготовлено компанией для проведения благотворительного сбора ДНК среди жителей юга Казахстана, Узбекистана, Монголии и других сопредельных стран.
– Мы хотим полностью переосмыслить международные исследования, касающиеся нашей территории и истории. Я скажу вам одно: в отличие от других этносов мы имеем гораздо больший процент присутствия гена Чингисхана в своем генофонде!
Источник: Караван