Войти
Ru

«Казахские шежире – как исторический источник»

«Казахские шежире – как исторический источник» - диссертационное исследование Алпысбес Махсата

на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.09 – Источниковедение, историография и методы исторического исследования.

Диссертация была защищена при Институте Востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК 26 декабря 2007 года. Научный руководитель – д.и.н., профессор М.Абусеитова.

Объект исследования – комплекс источников, известных в науке под названием «казахское шежире». В работе предпринят целенаправленный и комплексный источниковедческий анализ сведений шежире, представлен опыт изучения формирования традиции шежире, формы их бытования, значения, функции, анализ их содержания и источниковедческая интерпретация их сведений. Автор приходит к выводу, что казахское шежире имеет ранние истоки; его формирование происходило в условиях самобытного развития кочевнической культуры Евразии как традиция устной истории и генеалогии. Как этнокультурное наследие шежире представляет собой своеобразный корпус исторического сознания и памяти, сформированная под влиянием различных событий исторических эпох.

В шежире содержатся сведения по разным хронологическим пластам истории в виде этногенетических преданий и религиозных мифов (рауаяты, хикая и др.), истории о генеалогическом происхождении, героических сказаний народа, биографий выдающихся личностей. Историческая реальность в шежире чаще всего отражалась ирреально, а познание мира происходило согласно мифологии и религии; о ранней истории Евразии шежире сообщают сведения в виде тюркских преданий о своем происхождении, а с принятием ислама, древняя история в шежире строится чаще на мусульманских мифах о возникновении человечества, а возведение предков казахского народа к фигуре сподвижника пророка Мухаммеда, является характерной чертой такого рода генеалогии; как традиционный источник, шежире содержит много сведений о божественной сущности власти, о сакральности личности, территории, эпохи, традиций. Материалы шежире содержат в себе сведения о генеалогии в виде рассказов, списков, схем, которые дают информацию о характере системы родства и свойства у казахов, казахских родах и племенах и субэтнических группах, а также известных исторических личностях народа.

Особенностью казахской генеалогической традиции является счет поколений и родства по мужской линиии, однако исследование показывает, что в генеалогических преданиях не мало внимания уделяется и сведениям по женским персоналиям; казахское шежире имеет определенную идейную сущность, служившая функционированию традиционных институтов, сохранению культурной самобытности. В основном данные шежире несут в себе информацию о происхождении человека, общин, сообществ (этнических групп, родов, племен); по поводу сущности политической власти (каганов, ханов, султанов), духовной элиты (қожа, сопы, бақсы) и народной элиты (би, батыр, ақсақал), структур (хандық, ру, ел, жұрт); традиции (культов, верования, религии, обрядов, общин); шежире доносит до нас традиционную форму исторического сознания, фрагменты исторической памяти различных исторических эпох. сведения шежире в известной мере субъективны, потому что при изучении шежире чаще всего мы сталкиваемся с видением автора, его личной интерпретацией события и факта. Шежире как специфический вид источника требует выработки адекватных методов их интрепретации, поскольку феномены, имеющие ирреальную природу, могут быть постигнуты ирреальным способом.