Войти
Ru

Литература и искусство Казахстана в XIX веке.

Культура есть порождение социального бытия, это не только результат материрльного производства, но и продукт человеческого духа. Синкретная культура казахов оставалась до середины XIX века глубоко традиционной. Ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей И; последовавших за этим политических кризисов, приведших к упадку хозяйства, к дальнейшей экономической несостоятельности кочевничества (развитие культуры замедлилось из-за отсутствия идеалов). «XIX век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессирующую цивилизацию, а в Центральной Азии будто бы царило либо варварство, либо дикость», - писал Л. Н. Гумилев. Россия до 70-х годов XIX века была озабочена только укреплением своего положения в Средней Азии и исключала всякое культурное взаимодействие . народов империи. Вместе с тем, в XIX веке бурное течение жизни кочевников как бы приостановилось, оно сменилось размеренной суетой мирной жизни и дало возможность великим художникам осмыслить жизнь, степенно углубляясь в неё. :

О некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. Только они еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». Безусловно, та. среда, которая рождает жыр (речетатив уходит в прошлое. Окружение.казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, ряд крупных восстаний, массовые переселения крестьян из центра и связанный с этим глубокий кризис в хозяйстве^ морально- нравственное состояние казахского кочевого аула породили в поэзии пессимистическое направление, известное под названием Зар Заман (Эпоха Стенаний). 

Родоначальником этого направления в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818—1881). В своих произведениях "Зар заман" он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай — поэт-пессимист. Он не находит выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религиозные обряды.

Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Бабатайулы (1802—1874). В своих нравоучительных стихах "Осиет-Наме" он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в., допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: "Страна твоя осталась в кольце. В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди будут находиться на учете". Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народ.

В XIX веке в казахской литературе были широко представлены темы и сюжеты из лучших образцов классической литературы Востока. Книжные поэты XIX века получали образование в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обучались восточным языкам, литературе и истории. В конце XIX века «кисса» и «хикаят», «дастаны» были распространены очень широко. В этом направлении плодотворно работали Акылбек ибн Сабал (автор 60 киссы), Шады торе Жангиров, Машхур Жусуп Копеев и др.

Музыка Казахстана XIX века - золотой фонд духовной культуры казахского народа. Это истинное наследие всего лучшего, что было создано кочевниками на протяжении тысячелетий. В музыке сконцентрированы весь творческий талант и духовные силы казахского народа. Поистине этот период представляет собой замечательную веху в истории культурной жизни народа. В это время жили и творили выдающиеся композиторы, певцы и кюйши.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.