Войти
Ru

Временное положение 1867-1868 гг. его роль в дальнейшей судьбе Казахстана.

В 1865 г. для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью правительство образовало так называемую Степную комиссию. В ее состав вошли представители Министерства внутренних дел, Военного министерства и представитепи местных генерал-губернаторств. Положение разросшейся в своих границах Российской империи благоприятствовало проведению реформы административной системы управления. Вслед за отменой крепостного права правительство России провело ряд реформ, коренным образом изменивших Течение социально-политической жизни земских, судебных, городских и др. В этих условиях Россия выдвинула задачу коренной ломки прежней системы управления Казахстаном. При подготовке реформы настроение широких масс не было принято во внимание. За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы повышению материального благосостояния и благополучия казахов выступал Ч. Валиханов. Он предлагал вводить систему административного правления в Казахстане на началах народного самоуправления. В "Записке о судебной реформе" он считал наиважнейшим для казахского народа социально-экономические нововведения.

Для окончательного составления проекта реформы административного управления Туркестаном и Казахстаном в марте 1867 г.

был создан особый комитет во главе с военным министром Д.А.Милютиным. В результате 11 июля 1867. г. было создано "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно- Сибирского reнepaл-гyбepнaтopcтв.

Основная цель реформы 1867-1868 гг. (Временное положение) — "объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местных аристократов, ослабление родовых начал, чтобы добиться слияния казахских степей с прочими частями России XIX

в.».

На основании реформы на территории Казахстана были образованы шесть областей, из них две т- Семиреченская и Сырдарьинская вошли в Туркестанское; Акмолинская и Семипалатинская области в Западно- Сибирское, а Уральская и Тургайская области в состав Оренбургского генерал-губернаторств.

Каждая область состояла из определенного числа уездов. Так, Семипалатинская и Акмолинская области из 5, а Сырдарьинская из 8 и т.д. Уезды делились на волости/Волости состояли из административных аулов. Во главе области стояли военные губернаторы, а уезды возглавляли российские офицеры, назначаемые генерал-губернатором. Во главе волостей ставились выборные волостные управители, во главе административных аулов - аульные старшины. Как волости, так и аулы создавались не по родовому принципу, а по территориальному.

Административное управление носило ярко выраженный военный характер. Во главе областей находились военные генерал-губернаторы (они же командующие военными округами), сосредоточившие в своих руках полноту военной и гражданской власти. Неразделенность военной и гражданской властей было принципом административного устройства Казахской степи по новой реформе.

По "Временному положению" об управлении в степных областях 1868 г. и "Положению об управлении в Туркестанском крае" 1867 г. волостной управитель сосредотачивал в своих руках полицейскую и распорядительную власть. Он наблюдал за сохранением "спокойствия и порядка", за уплатой податей и всяких повинностей с населения. В его обязанности входили приведение в исполнение решения суда биев. Аульные старшины в пределах своей компетенции исполняли те же обязанности, что и волостные управители. Казахские шаруа на своих плечах несли еще непомерно тяжелую земскую повинность: содержали аульно-волостную администрацию, вносили средства на исправление мостов, почтовых трактов, обеспечивали подводами воинские части.

В соответствии с §210 «Временного положения» вся территория Казахстана была объявлена собственностью Российской империи. Объявление земли государственной собственностью дало правительству юридическое право отчуждения ее из пользования казахского населения под переселенческие участки. Были отменены все юридические и наследственные права султанского сословия, вся официальная власть сосредотачивалась в руках русского чиновничьего аппарата.

Степная комиссия, разрабатывавшая административные проекты новых волостей и аулов, в первую очередь, исходила из политической опасности традиционных институтов. «Было бы чрезвычайно полезно и последовательно уничтожишь у киргизов всякую сильную выборную власть, т.е. освободить их от гнета аристократического и родового начал, - писал исследователь середины XIX века А.К.Гейнс, - ...тогда они не парализуют правительственную - силу. Вместо старых наследственных прерогатив на общественные должности «Временное положение» вводило выборное начало». В результате введения «Временного положения» вместо старых экономически и идеологически спаянных административно-родовых единиц, появились искусственные, которых не связывали ни землепользование, ни генеалогия. Все это сильно действовало на традиционные базисы институтов, поэтому она переживает трансформацию, падает ее значение, авторитет и необходимость. Но это явление не успевает охватить полностью структуру. Одним из интересных проявлений данного процесса можно считать народные движения 1868-69- 70 ГГ.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.