Войти
Ru

Обострение земельных проблем и кризис кочевого скотоводства в конце XVIII века.

Начиная со второй половины XVIII века в Казахстане обострился земельный вопрос. Во-первых, это было связано с активной земельной колонизацией России. В период ожесточенных казахско-джунгарских, казахско-китайских войн Россия захватила все правобережье Иртыша, затем нижнее течение pp. Ишим, Тобол и др. Особенно остро территориальные проблемы стояли в Младшем жузе, где русские фактически вытесняли казахов от берегов Урала и даже pp. Илек, Орь и др. Ханы, султаны также широко использовали свое право распоряжаться кочевьями в целях закрепления за собой лучших зимовок. В 50 - 60-х годах 18 века многие султанские семьи захватили лучшие зимовки по Ишйму, Тоболу, Нуре, Иртышу и другим рекам. Все острее сказывались на положении кочевников-казахов колонизаторские мероприятия царизма в земельном вопросе.

Возникла острая экономическая необходимость в использовании пастбищ за Иртышом и Уралом, вызванная самим характером экстенсивного кочевого скотоводческого хозяйства, увеличением числа хозяйств и количества скота в районах, прилегавших к Яику и Иртышу. Но, несмотря на то, что часть земель за Яиком и Иртышом пустовала, царские власти не допускали перехода, казахам было запрещено перегонять сшт на «внутреннюю сторону» (земли между Уралом и Волгой). Оренбургский губернатор Давыдов предписал воинским командам задерживать всех нарушителей этого указа. Вслед за этим последовало запрещение перегона скота через Иртыш. Запрещалось кочевание и в районах строившихся крепостей или укрепленных пунктов.

Мотивировка запрета перехода через Яик сводилась к одному - к желанию не допустить столкновений с калмыками. На практике же запрет приводил к обратному - к постоянным стычкам, сопровождавшимся угоном скота.

На все ходатайства казахов о разрешении пользоваться землями за. Уралом и Иртышом следовал отказ. По поводу одной из таких просьб Екатерина II издевательски написала: «Всякий российский подданный не смеет переходить, где ему не позволено. А если у них (казахов), корму для скота не довольно, то пусть покупают за деньги или выменивают на товар, или запасаются на зиму, что им и советуется сделать».

Один из царских чиновников» побывавший в степи в 90-х годах XVIII века, рассказывал о положении казахов-бедняков так: «сия бедность их чрезвычайна, и злосчастье их умножается. Юрты или кибитки их, долженствовавшие бы состоять из хороших и плотных войлоков, покрыты лишь одними шерстяными лоскутьями, едва сведенными. Сами же киргизы ходят в отрепьях, и степные ветры, Пронизывающие беспристрастно до нагих тел их, наносят им болезни».

Участились самовольные перекочевки казахских аулов через Иртыш и Урал. Скотоводы нередко перегоняли скот тайно, без ведома хана и старшин. Происходили и массовые откочевки казахских аулов. В 1762-1764 годах несколько тысяч хозяйств казахов, родов аргын и найман, вопреки запрещению султанов, откочевывали далеко на восток, на территорию Джунгарии, разгромленной войсками Цинской империи.

В связи с этим Коллегия иностранных дел приняла специальное решение: «Над вышестоящими из повиновения ханов и султанов, стремящихся на дальнейшие продерзости киргиз-кайсками, чтобы при границах здешних восстановлено было спокойствие, иметь репрессалию, т.е. захват людям и скоту». Царизм и в этом вопросе прямо поддержал сторонников карательных мер. С середины 18 mm началось массовое бегство кулов (рабов) на Иртыш и Урал к русским поселениям и городам.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.