Завоевания монголов успешно продолжались при преемниках Чингис хана. В 1260 г. Хулагу закончил завоевание Передней Азии, к 1259 г. в состав империи полностью вошли Китай и значительная часть Индокитая. В 1242 г, была завершена европейская кампания. Вату, выполняя волю Чингис хана «дойти до тех мест, куда дойдут копыта монгольских коней», завоевал 2/3 Европы.
Территория Казахстана вошла в состав уделов двух сыновей кагана: от Алтая до Урала (улус Кыпчак) во владении Джучи, Туркестанский оазис, Семиречье, Восточный Туркестан - Шагатая. Таким образом, территория Казахстана стала одним из уделов большой империи ~ Золотой Орды. Образование Золотой Орды было связано с деятельностью Вату хана, сына Джучи. В ходе семилетнего похода (1234-1241 гг.) он завоевал огромную территорию и перенес столицу в Поволжье.
Золотоордынский период Казахстанской истории охватывает два с половиной столетия В целом, этот период оказал сильное воздействие на последующие этнополитические процессы в Казахстане. Несмотря на разрушения, постигшие отчасти юг, эпоха существования Золотой Орды была временем экономичёского и культурного расцвета Великой Степи. Казахстан стал узловым пунктом международных связей и торговли. Окончательно сложилась этническая карта, что проявилось в антропологии явным преобладанием монголоидности.
Доминирующим видом хозяйства на всей степной полосе от Алтая до Урала в золотоордынекое время было кочевое скотоводство. Жестокая межплеменная, война начала XIII в., участниками которой были монголы, найманы, меркиты, явилась результатом переселения значительного количества кочевников, что, в свою очередь, внесло коррективы в хозяйственную структуру региона.
Несмотря на то, что завоевание территории Казахстана монголами сопровождалось разрушениями городов и массовым истреблением людей, экономический и культурный прогресс не был задержан. В китайской хронике отмечается - «Чингис хан смял границы на пути между Востоком и Западом, сравнял с землей крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи
Востока и Запада начали расцветать». Об этом свидетельствует расцвет торговли и градостроительства. Стала быстро набирать мощь торговля, связывающая юг Казахстана с Поволжьем через Западный Казахстан с выходом на древние торговые пути в Индию и Китай.
Государственное устройство монгольских улусов следовало образцу, введенному «Яссой» Чингис хана. Улусы находились в подчинении великого хана. Существовавшая улусная система общественной организации позволяла кочевникам иметь во владении определенную Территорию с пастбищными участками и водопоями, предотвращала столкновение с другими улусами. Право на приобретение улуса имели только представители рода Чингис хана, затем так называемые «тарханы», которые приравнивались к султанам, ниже их место в социальной лестнице занимали «улусные беки» и, наконец, господствующая прослойка черной кости завершается «карача беками» - советниками, администраторами в сложной системе управления.
Ясса, появившаяся непосредственно в недрах кочевой жизни и представлявшая собой сборник обычного права, должна была урегулировать междоусобные отношения различных племен, содействовать их объединению под единой властью. По сути, военный характер организации государства, основанный на десятичной системе, с успехом отодвинул на второй план генеалогическую структуру тюрок-монголов. Каждый кочевник - гражданин принадлежал какому-нибудь десятку. Каждый десяток имел отдельного начальника, десятки образовывали сотни, сотни - тысячи, а из десяти тысяч - тумены /тьмы/, над всеми этими разрядами стояли отдельные начальники.
Представители рода Чингис-хана, а также пожалованные титулом тархана, освобождались от податей и налогов, имели право занимать высокие должности. В виде отличия они носили гербы-тамги. Все остальное население известно под названием «черной кости». Оно подразделялось на свободных и рабов. Рабы состояли из военнопленных и не пользовались никакими гражданскими правами. Вольноотпущенники из рабов постепенно пополняли родовые группы или же число служащих при правителях.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.