В середине I тысячелетия нашей эры в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюрcкую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления.
Происхождение древних тюрков, вероятно, связано с древнейшими обитателями Великой степи - турами. Туры были современниками арийцев и их постоянными противниками. По «Авесте», арийцы приносят в жертву сто жеребцов, тысячу коров и мириад овец богине Ардви /это происходило на берегу Амударьи/, чтобы она им дала победу над турами. «Дай удачу, - просит герой, чтобы одолеть сумел я когтистого злодея, что почитает дэвов, Хумаяку и брата его Ардажспу». В свою очередь у моря Вору каша /в южной части Центрального Казахстана/ туры также Просят удачу у Ардви-Сура - «чтобы одолеть сумел я могучего Виштаспу». В конце концов туры одолели арийцев и заставили основные группы бросить свои кочевья в степи. Но противостояние арийцев /иран- и индо-арийцы/ и туров /туран/ продолжалось еще много столетий.
Как крупное объединение тюрки-ашина стали известны еще в конце V века. Возрождение тюрков начиналось с оживления идеологических символов, связанных с именем легендарного первопредка кочевников - Алаша. Вероятно, между «алаша» и «ашина» есть прямая связь, даже более - «ашина», возможно, искаженное «алаша».
Первоначальное ядро этого народа - союз 10 племен (он ок будун), сформировалось из осколков гуннских племен, переселенных в Алтайские горы государством Жуань-Жуаней. Поздние Государства, созданные этими племенами, стали называться «Тюркэль». Существует мнение о том, что термин происходил от слова «тюркун», означавшего «военная знать». Тюркские племена на просторах Центральной Азии создали десяток государств - Каганат кок тюрков, Восточно-тюркский, Западно-тюркский, Тюргешский, Кыргызский, Карлукский, Уйгурский каганаты, Караханидское и Сельджук-огузское государства в Xl-XlI вв. и т.д. Смена на историческом фоне одних названий другими вовсе не означала исчезновение первых, Они, уступая первенство, входили в состав победителей или же под другими названиями создавали новые объединения. В момент своего могущества территория каганата простиралась от 'Маньчжурии до Керченского пролива» от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Как создатели первой евразийской империи, тюрки оказали огромное влияние на судьбы народов континента.
В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер - кочевого и полукочевого скотоводства и оседло-земледельческого типа хозяйства на перифериях Великой степи. Доминирующая часть вела кочевой образ жизни и использовала города и оазисное население как необходимое дополнение. Государство не могло состояться без городов - без политического центра, без торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивающих нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков. Город и степь в той или иной мере дополняли друг друга, и этот симбиоз создавал государство, для тружеников города необходимы были защита и спокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители - кочевые племена. Ярким примером подобной гармоничной системы, сочетающей как городскую, так и кочевническую культуру, является государство Караханидов. Всего на юге в это время насчитывается 33 города. В Семиречье в VIИХ вв., согласно письменным источникам, было 27 городов й селений. Влияние караханидской культуры ощущается в это время даже на берегах Иртыша и Волги. Вместе с тем, во взаимоотношениях кочевников и их оседлых соседей существуют ряд противоречий.
Войны и набеги стали полезными для правящей верхушки, им поступала львиная доля добычи и дани. Для ведения непрерывных войн и содержания огромного войска требовались большие затраты. Отсутствие стабильных экономических ресурсов стало причиной гибели Первых тюркских каганатов.
Резких изменений в хозяйственной деятельности на территории Казахстана не наблюдается. Так, главным занятием было полукочевое и кочевое хозяйство. Скотоводы Дешт-и-Кыпчака, нуждаясь в пастбищах, вынуждены были совершать очень длительные переходы. Ведущее место в скотоводческом хозяйстве занимало коневодство. Юсуп Баласагуни писал: «Они надзирают над табунами лошадей. Для еды, питья, верховой езды используются лошади,. Кумыс, молоко, жир, творог и сыр употребляют в пищу, а шерстяную и кожаную одежду и убранства для дома». «Особенность Дешт-и-Кыпчакской степи заключается в том, что растения ее служат скоту вместо ячменя, такой особенности нет в других странах. Вот почему много скота в ней», - отмечает арабский путешественник Ибн-Батута.