Различные письменные источники и археологические данные говорят о том, что уже VIII-VII вв. до н.э. племена саков были связаны с цивилизациями древнего мира - Ассирией и Мидией, а с сер. VI в. до н.э.- с государством Ахеменидов (Иран). Саки принимали участие во многих исторических событиях того времени. Особенно тесные отношения имели сакские племена с -Ираном - то в качестве союзников, то в качестве противников (походы Кира в 540 г. до н.э., 530 г., до н.э. Дарий - 519 г. до н.э.). В 30-х гг. IV в. до н.э. греко - македоняне под предводительством Александра Македонского вторгались в скифо-еакские степи. О семиреченских саках (народ «сэ») упоминает китайская хроника. Во Л в, до н.э. юэчжи и усу ни, вытесненные со своих пастбищ в восточном Туркестане, обрушились на саков Семиречья. Саки ушли в нескольких направлениях к Сырдарье и сокрушили господство наследников Александра.
В VI в. до н.э. персидские цари из династии Ахеменидов три раза (540, 530, 519 гг. до н. э.) направляли свои войска против саков. В первом случае Кир ограничился строительством города - крепости Курешташ, близ Яксарта (Сырдарьи). ^Во втором походе против массагетов, живших на равнинах к востоку от Каспия и за рекой, царь Кир был убит (у берегов Узбоя). Вокруг этого события существует несколько легендарных сюжетов: о Шираке, Спаргаписе, о Томирис и бурдюке, наполненном человеческой кровью. В античных источниках есть подробнейшее сведения о войне персов против скифов в 513 г. до н.э.
Дарий решил отомстить скифам за то, что они примерно за 150 лёт до этого вторглись в Мидию. Войско персидского царя состояло из 700 тыс. человек и 600 кораблей. Вторженйе в скифские земли началось с запада. Геродот отмечал, что скифы, обладая первоклассной конницей, всегда обращали в бегство персидскую. Но у персов была прекрасная регулярная пехота, о которую разбирались все усилия скифов. И скифы были вынуждены отступить, вот тогда то персы и оказались в тяжёлом положении, в неизвестной земле, где нет ни городов, ни укреплений в которых можно было бы скрыться от рейдов небольших отрядов скифской конницы. «Когда Дарий оказался в затруднительном положении, скифские цари отправили к Дарию послов с подарками», состоящими из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Персы должны были сами определить значение присланных предметов. Смысл их был таков: «Если вы, персы, не улетите как птицы в небеса, или подобно мышам, не скроетесь землю, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел». Персидское войско вынуждено было уйти из скифской земли.
Скифо-саки принимали участие во многих важных событиях того времени, как, например, греко-персидские войны и др.
В казахских исторических преданиях эпоха ранних кочевников связывается с именем легендарного Огуз хана (Уыз хан). «Мы произошли от потомков, наследников Уыз хана. Юрта была сделана по велению Уыз хана. Казахи с войлочными домами от Уыза» - пишет казахский историк М.- Ж Копеев. В восточных летописях эпоха Огуз хана также находит яркое освещение. По словам Абульгазы, Огуз хан завоевал огромное количество стран и «во всех областях, которым голова - Сайрам, а ноги - Египет, поставив правителей, возвратился в свой юрт» юрт Огуз хана (Уыз хан) - в летнее время - Улытау, Кышытау; в зимнее время - Сырдарья, Каракум. Таким образом, в эпоху ранних кочевников племена саков-скифов оказывали на всемирную историю существенное влияние.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.