Махсат Алпысбес, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнологии и истории Казахстана КарГУ имени Е.А.Букетов
В числе многих культурно–исторических традиций казахского народа своеобразное значение имело традиция шежире[1]. Данная проблема, довольно редко освещаемая исследователями, в реальности имеет достаточно важное теоретическое значение в изучении традиционных институтов казахского общества. Обыденное понимание феномена шежире ограничивается характеристикой этого явления рамками генеалогии семьи, рода, племени, что исходит из сложившейся в научном понимании трактовки семантики этого понятия, связываемое со значением «родословная». Одни шежире действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописям. Тем не менее, к большинству шежире, во всяком случае, к наиболее ценным из них было бы правильно применить термин ‘генеалогическая летопись’ [4]. Тем не менее, даже в этом случае, проглядывается важное социальное и идеологическое значение данного понятия, поскольку нередко система родства играет немаловажную роль в социально-политической жизни общества. Поэтому, внимание исследователей в дореволюционное время, вышедших из среды колониальной администрации, к данным шежире было не случайным....