Таттимбет Казангапулы (1815-1862) . кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле .шертпе.. Таттимбет является автором свыше 40 разнообразных по своей тематике и направленности кюев: .Косбасар., .Саржайляу., .Сары озен., .Терискакпай., .Былкылдак., .Боз айгыр ., .Балбырауын., .Кара жорга. и др. Кюи Таттимбета отличаются волнующей щедростью чувств, глубиной, преобладанием лирического начала. Музыкальный язык сочинений Таттимбета, несмотря на ощущение простоты при восприятии, основан на индивидуальных самобытных средствах высказывания и обнаруживает сложность исполнительского стиля. Таттимбет является ярким представителем традиции .шертпе., которому характерны философское отношение к жизни, чувственность. Вершиной творчества Таттимбета является кюй .Кокейкесты., созданный в последние годы жизни композитора. В нем нашел отражение богатый духовный мир народа, его вековой художественный опыт. В 1855 г. в Петербурге Таттимбет в числе представителей музыкального искусства России участвовал в церемонии коронования Александра II. Таттимбет очаровал Петербург искусной игрой на домбре, был удостоен серебряной медали. В настоящее время исполнителями и популяризаторами творческого наследия Таттимбета являются профессиональные домбристы А. Хасенов, М. Хамзин, У. Бекенов. Многие кюи Таттимбета использованы в камерно-инструментальных, симфонических, оперных произведениях: Кюи .Былкылдак., .Косбасар. - в опере Е. Г. Брусиловского .Кыз Жибек., кюй .Саржаляу. - в фильме .Джамбул.; на основе кюя .Сылкылдак. М. Сагатов написал пьесу для трубы в сопровождении эстрадного оркестра. Существующий с 1971 г. в Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы класс кюя в стиле . шертпе. Проводит обучение на основе традиций исполнения этого вида кюя в разных регионах Казахстана, опираясь главным образом на традиции исполнительской школы Таттимбета. |