Войти
Ru

Кочевая цивилизация и шежире

Кочевая цивилизация и шежире

Большинство древних цивилизаций: Египет, Междуречье, Древняя Греция, Рим, Китай и др. возникли в субтропическом поясе. Климатические условия субтропиков определяют наиболее эффективным видом ведения хозяйства - земледелие. Эти цивилизации, возникшие в разных местах и в разное время, формировались вокруг определенных центров, где в последствии мы находим большое количество памятников материальной культуры. Главной ценностью их была плодородная земля. И все отношения в обществе строились на основе собственности этой земли. Большая концентрация населения на протяжении многих веков создавала эти уникальные очаги древних цивилизаций.

В отличие от земледельческих цивилизаций кочевая культура возникла в степи. Если посмотреть на карту, то видно, что значительную часть Евразии занимают степи. Степь - это место проживания тюркских народов.

За тысячелетия до нашей эры здесь возникла такая форма ведения хозяйства как кочевое скотоводство. Оно сохранилось до наших дней, так как является наиболее оптимальным способом жизни в степи. Все пастбища были разделены между родами. Объединение людей по родовому признаку давало ряд преимуществ: легче было удерживать территорию, легче вести хозяйство.

В условиях кочевого скотоводства структурной единицей государства был род. Имущественное и социальное положение каждого человека определялось его положением внутри рода. Во время военных действий каждый род выставлял определенное количество воинов. Внутри рода все дела решал глава рода. Большие рода подразделялись на подрода, рода же в свою очередь объединялись в союзы родов - жузы. Глава государства каган или хан решал все основные вопросы управления государством с главами родов и жузов. Эта структура была неизменной на протяжении столетий. Поэтому для каждого индивидуума было жизненно важно знать свою принадлежность к роду. Без принадлежности к своему роду человек был выкинут из жизни общества. Практически невозможно было прибиться к чужому роду, и тем более, занять там какое либо значимое положение. Поэтому самым страшным наказание для кочевника было изгнание из рода, эта была крайняя мера наказания, значительно суровее смертной казни.

Кочевое скотоводство не требуя больших затрат людских резервов, дает большой прирост продукта. При правильном ведении хозяйства, скот быстро размножался и с избытком обеспечивал кочевников всем необходимым - пищей, одеждой, жильем. Поэтому часть высвободившихся людей могло осваивать другие виды деятельности: добыча и обработка металлов, деревообработка, изготовление керамики, выделка кож и тканей, войлочное производство, ювелирное искусство, медицина, астрономия, наука и религия. В оазисах степи, где были подходящие условия, развивалось земледелие. Там население вело оседлый образ жизни, строились города, и развитие культуры было сходно с развитием оседлых культур. Наличие оседлой и кочевой части населения вело к различиям в производстве продуктов и как следствие к возникновению товарообмена и развитию торговли.

Наличие свободных человеческих ресурсов в степи с хорошо развитыми навыками преодоления больших расстояний, развитое коневодство и верблюдоводство, изобретение колеса и повозки привело к интенсивному развитию торговли. Так возник Великий Шелковый путь, который просуществовал более трех тысячелетий, вплоть до 16 века нашей эры, пока не был проложен морской путь из Европы в Азию и открыта Америка.

Казахи все до единого бережно хранят свою генеалогию. Это сидит глубоко в подсознании даже современных казахов. Люди не всегда отдают себе отчет для чего они хранят свои шежире, но они твердо уверены, что это очень важно. И пусть многие не знают наизусть всю свою родословную, но они однозначно знают к какому роду принадлежат. В каждой казахской семье есть шежире. Шежире - это генеалогические записи. Они передаются от отца к сыну и состоят из нескольких поколений предков мужской линии. Иногда в эти записи включают и наиболее выдающихся женщин. Кроме имен эти записи содержат биографии, историю и географию наиболее значимых событий, легенды. Часто в семье хранят как реликвии вещи своих предков: книги, седла, одежду, украшения и т.д. Нередко это вещи 16-18 веков. Знание своей родословной казахами является естественной вещью и не воспринимается как что-то необычное. Но если посмотреть на это с точки
зрения других народов, то это явление выглядит неординарно. Многие наши друзья не казахи очень удивилясь, узнав, что мы знаем около тридцати поколений своих предков.

Современное положение с генеалогическим наследием казахов неоднозначно. С одной стороны, историки собирают шежире, изучают, казахоязычные СМИ публикуют много интересного материала на эту тему. Но в связи с тем, что в современном казахстанском обществе, подавляющее количество населения русскоязычное, включая самих казахов, эти СМИ не имеют достаточной аудитории. В русскоязычных СМИ, которые имеют и популярность, и влияние, эта тема практически не затрагивается. Народные инициативы заключаются в
том, что представители больших родов, таких как найманы, джалаиры, аргыны и другие мобилизуют весь свой род для издания книг о генеалогии своего рода, содержащих более 40-50 тысяч имен. Официальные структуры отмалчиваются, боясь трайбализма, раскола внутри казахов по жузовой и родовой принадлежности. Конечно, это и наследие советских времен, когда это было запретной темой и влияние СМИ, которые, спекулируя популярностью шежире, пишут скандальные статьи о том, что чиновники тайно проводят кадровую политику по родовой принадлежности.

Богатое наследие досталось нам от древних цивилизаций, существовавших в Степи. Много белых пятен, временных искажений, многое не понято. Мы хотим внести свой вклад в изучение и популяризацию истории и культуры казахского и других тюркских народов в целях взаимопонимания, взаимообогащения и сближения людей. В последнее время с угасанием кочевой цивилизации теряются и ее ценности. Уходит поколение наших дедов и отцов, а с ними и память. Еще пару поколений и забудутся шежире. Нам хотелось бы сохранить это наследие древних цивилизаций.

Источник: HISTORY.kz